среда, 17 сентября 2008 г.

4. Иерархическое

(продолжение, см. 1, 2, 3 ниже)

Получая новые конструктивные особенности, миропредставление социума становилось все сложнее и уже не могло оставаться плоским. Некоторое подобие пространства было уже с самого начала, когда Мифологическое разделило Небо и Землю. Но эволюция привносит в парадигму структурированность самого внутреннего пространства:
  • Складывается представление о существовании пространства как некоторой координатной сетке, в рамках которой все вещи получают отношения меры друг с другом.
Возникает ориентированность. С этого момента внутреннее пространство, в котором вынужден существовать человек имеет координаты и знак. Всякий поступок может быть взвешен и уложен. Этап реформ закончился, главным итогом которого стала утрата целостности миропредставления (синтетическая наука, которой являлась ранняя мифология, распалась на группу наук, каждая из который имела свою концептуальную базу, не приведенную к общему знаменателю) и возникновение ориентации в социальной деятельности.
  • Складывается представление об иерархическом устройстве мира, в котором действует формула «состоит из».
Но новые империи потребовали новой целостности, взамен утраченной. И эта целостность могла быть только конструкционной, поскольку общественная система становилась все сложнее, все более специализированной.

З.Ы. Наверное я забыл предупредить, что рассмотрение эволюции парадигмы я провожу без отслеживания эволюции самого социума и его технологий деятельности, но, разумеется парадигма миропредставления комплементарна деятельности социума, они соответствуют друг другу. При этом, для простоты, можно считать, что иногда парадигма является движущей силой изменения взаимодействия с миром, иногда новые отношения требуют пересмотра системы представлений. Лично я предполагаю эволюцию Эйдоса самодостаточной, где социум является границей и условиями, но не активным творческим элементом.

Комментариев нет: