пятница, 19 сентября 2008 г.

8. Релятивистское

(продолжение)

И вот, когда наступила, казалось, полная благодать, целостность - как маленький хищный зверек - вновь показала зубы. Мир оказался не только не тожественен своему описанию (об этом люди догадывались со времен Беркли), но он оказался не тождественен самому себе в любой момент времени, в любом месте пространства и в любом объекте. :) Эволюция парадигмы вновь прокрутила свою спираль и о! сколько экзотических животных было филогенерировано в этом такте: и рекурсия, и актуальность, и неопределенность. Но главное, что стало понятно:
  • Складывается представление о том, что миропредставление невозможно без описания системы описания.
  • Складывается представление о значении как отношении каких-то процессов и величин, а не характеристике чего-либо.
  • Складывается представление об ограниченности отображения феноменальное в текстовое и фундаментальном характере этих ограничений.
Стало понятно, что при всей мощи своего интелекта и потрясающему развитию технологий, способности к пониманию и описанию мира заложены в самом характере существования "элементов" этого мира и "элементов" описания. Мир распался на три слабосвязные составляющие: ограниченный непрерывный функциональный мир, который может быть понят и описан, мир относительных значений, в которых может быть установлена взаимная неопределенность и общее ощущение парадоксальности происходящего. :-)

Нам, нынешним, живущим в этой парагимы, уже трудно понять почему так важно, Земля вращается вокруг Солнца или наоборот, если оба описания эквивалентны. Одно, безусловно, компактнее и для поклонников МДО это может служить основанием в предпочтении, но не основание в споре о том какая модель "Самая Правильная".

При этом, наши представления о Мире ни как не хотят ужиться с нашими отношениями с Миром. Мир каждый раз ухитряется быть богаче наших представлений о нем. Да и те крупицы понимания, которые удавалось сохранить, после революционных перемен взглядов, сделав относительными "истинами", становились намного наполненными, работоспособными, устойчивыми после такого изменения. У некоторых, не особенно серьезных философов, даже возникла метафора "накопления относительной истины" в борьбе за истину объективную. Нет причин полагать, что стремление сделать наше знание о Мире как можно более полезным остановится сразу после того, как мы означим релятивный подход как одно из наиболее продуктивных тенденций в науке. И мы станем полагать, что процесс "деверсификации" миропредставления в сторону накопления релятивных конструкций будет продолжаться и впредь.
(Собственно, эволюция всегда накапливает свои решения, почти никогда не отбрасывая удачный ход).

Комментариев нет: