понедельник, 15 сентября 2008 г.

1. Мифологическое

Есть очень много странного в этом мире, но развитие человеческого миропредставления мне представляется одной из самых забавных вещей. Система наших наук и прочих институтов социальной рефлексии, этакий обобщенный тезаурус полностью и точно соответствует нашей картине мира.

Эволюцию миропредставления (а мы имеем явно выраженный филогенез) можно прослеживать довольно подробно и детально, может быть стоит этим заняться как-нибудь, сейчас же я хочу просто обозначить главные эволюционные этапы и чуть-чуть их коснуться, я стану их называть фазами, а всего выделю их девять:

  1. Фаза мифологическая;
  2. Фаза метафизическая;
  3. Фаза этическая;
  4. Фаза иерархическая;
  5. Фаза механическая;
  6. Фаза законодательная;
  7. Фаза функциональная;
  8. Фаза релятивистская;
  9. Фаза комплементарная;
Мифологическая фаза - это наше первое после пробуждение в рефлексии миропредставления. Как утверждается антропологами, историками и палеонтолагами существование в первобытном состоянии человеческого общества длилось особенно долго. Именно этой социальной организации следует сопоставить «время сновидений», в которой сложилось собственно миропредставление как таковое и были заложены базовые конструкции, которые (за исключением нескольких легких редакций) практически не изменились до наших дней:
  • Складывается представление о мире как о субстанции, включающей в себя все. Ничего нет, что было бы вне мира. Как правило, в этом Мире выделяется мир человеческий, который становится фокусом;
  • Складывается представление о внешних силах, создающих этот мир, его уклад, свойства и прочих важнейших элементов сущестования в нем;
  • Складывается представление о внутренних силах, приводящих к постоянному изменение в мире, их борьбе и конкуренции;

Следует заметить, что мифологическое миропредставление сильно персонифицировано (или антпропоморфно), а силы как правило имеют и волю, и целеполагание. Кроме этого, можно говорить и о теизме «времени сновидений». Это было время богов и героев. Боги вне, герои внутри. (Если это не комплементарность, тогда что же это? :-) ). Честно говоря, эта персонифицированность имеет довольно разноплановые трактовки. С одной стороны - предметность раннего мышления, с другой стороны гипотезы о генетических, технологических и социальных экспериментах богов-инопланетян. В нашем аспекте - это не так и важно, главное, что архитектура мифологического миропредставления строится на персонификации мира, его сил и элементов.

Комментариев нет: