среда, 1 октября 2008 г.

Координация, §3

Мы привыкли, привыкли к тому, что определение практически тождественно инициации свойств. Так не будем же себя мучить (даже если не правильно - не мучить себя и не говорить о свойствах). У Организма есть свойства:

  • Онтогенез.  Или развитие из "личиночного" состояния.  Существует представление о том, что Организм вначале пребывает в состоянии из которого развивается во взрослое, в котором и пребывает. Это представление неверно, но мы его наполним еще жизнью.
  • Гомеостаз. Или такое взаимодействие с Миром, при котором Мир желает уничтожить Организм, а тот сохраняет себя и блюдет. Существует представление о равновесном состоянии, при котором происходят обменные процессы, не нарушающие что - то самое главное.
  • Филогенез. Эволюция организмов. Существует представление о том, что из мухи вырос слон и этот процесс произошел не случайно, а под воздействием многих факторов.
     

Так уж получилось, что все то, чего мы должны были описывать, рассказывать и исследовать оказалось не слишком уместным для серьезной беседы. В самом деле, какому из организмов свойственен Филогенез? Даже в самых консервативных представлениях - Живой ветви в целом. И как отличить Гомеостаз от онтогенеза, если не учитывать морфологические показатели, которые очень важны, но не настолько просты, как это нам казалось, когда мы смотрели за развитием бабочки, а потом перешли на рассмотрение развития Уральского хребта, не меняя при этом понятийной базы.

Что у нас осталось кроме тезиса о том, что "Все в Мире связано между собой"? Но так или иначе, мы знаем, что
(1) Мир развивается, во всяком случае - изменяется.
(2) Мы и то, что нас окружает некоторое время может оставаться неизменным, во всяком случае внешне.
(3) Бросая в воду камень, можно получить круги на воде, во всяком случае и то и другое не сильно удалено друг от друга в пространстве и во времени.

Наша задача будут предельно простой. Уложить эти высказывания в такую семантическую модель, которой бы они не противоречили. Такая есть одна самая простая - жизненный такт организма как отображение самого на себя. Мы получаем первый цикл. И первый ритм. Этот ритм есть существование организма как преобразование себя в себя же самого. 
Если в процессе существования Организма будут происходить какие-то изменения (а они будут происходить, не могут не происходить), то мы уже на первых наших шажках по Тропе попадаем в странное место:

Инициация Организма именем в каждый следующий ритм его существования может не соответствовать нашим представлении об использовании Имени в интерпретации Организма.
Если, конечно, наше Имя, данное Организму, не несло в себе следы праздного времяпровождения.
Процесс существования Организма мы станем именовать Гомеостазом и не будем им заниматься в данной работе, хотя именно это занятие было бы наиболее правильным.
Мы может предполагать несколько вариантов поведения Организма в событии Существования:

(1) Изменение отдельных частей Организма, согласно определенным правилам, установленным где-то (пока не знаем, можете считать эти правила законами, только не долго);
(2) Уничтожение предыдущего экземпляра Организма и создание на его основе нового Экземпляра;

В связи с тем, что мы можем сравнивать только конечные фазы этих преобразований, нам нет особой необходимости знать точно как работает этот механизм. Но факт, остается фактом, наблюдая за инициированной сущностью, мы интерпретируем изменения ее в процессе существования как развитие и я не вижу серьезных аргументов против этой метафоры. Процессуальность нашего мышления и инертность органов восприятия дает такое представление, бороться с которым означает заниматься самоедством. Решено. Что-то, что мы выделяем как некоторое целое частей, имеет и способность и возможность развиваться.

Идею развития организма до некоторого "Устойчивого (взрослого) состояния" , в котором Организм вынужден пребывать до своего уничтожения мы станем именовать Онтогенезом.
Но сразу расширим эту идею и соотнесем ее с Гомеостатической идеей.
(1) Нет достоверного и точного представления о том, когда именно заканчивается этап Онтогенеза и наступает Гомеостаз.
(2) В процессе своего развития Организм тем не менее существует, а значит имеет выраженные гомеостатические механизмы.
(3) Условность того и иного процесса ярко проявляется по отношению к организма небелковой природы, ритмы существования которых много больше наших ритмов восприятия соответствующих изменений и
(4) Невозможность оценить "фазность" развития для небелковых организмов.

Таким образом, мы станем полагать, что Гомеостаз существует параллельно с Онтогенезом и то, и другое свойственны процессу существования Организма вообще.
Под гомеостатической составляющей существования Организма мы станем понимать те процессы, которые направлены на поддержание существование Организма как единого целого.
Под отногенезной составляющей существования мы станем понимать те процессы, которые направлены на изменение Организма как единого целого.
Для того, чтобы вступительная часть приобрела необходимую гармонию, мы непременно должны вспомнить филогенез и (о! неожиданность), мы это делаем.
Под филогенетической составляющей существования Организма мы станем понимать процессы, направленные на развитие Организма, т.е. закрепление онтогенеза в гомеостатических процессах.

Вышесказанное не определения, а ассоциации. Порождающие роение мыслей. Данное деление, как можно понять из него самого - не просто условно, а предельно условно. Эволюция отдельного организма есть его Онтогенез и Гомеостаз. Какой бы мы организм не выбрали. Только при быстрой и поверхностной смене точки восприятия мы получим чистую картину, где существуют филы, наполненные организмами, развивающиеся из предсостояний во взрослое. В каждом конкретном акте восприятия мы не сможем отличить гомеостаз, онтогенез и филогенез, но это не помешает нам на самых первых этапах пользоваться этими конструкциями.

Комментариев нет: