пятница, 5 декабря 2008 г.

Метод - 5

Метод хорош еще и тем, что он сводим к алгоритму, к формуле; его можно описать некоторой конструкцией в рамках некоторого (иногда предельно формального) протокола. В методе заложена «объективность», безличность. Если существует та или иная технология, то можно надеяться, что она не сильно зависит от конкретного человека, применяющего ее. Польза метода еще и в этом. Накопление технологий возможно только при условии, что время на ее постижение (обучение) меньше, чем время жизни. Процессы передачи методов так же крайне интересны, потому, что именно в этом предельно полезном, рациональном и осмысленном занятии возникает такая сущность как Знание.

И в этом заложена особая роль метода. Смотрите сами, с одной стороны метод - это последовательность действий (феноменальная природа метода), с другой стороны - это некоторая конструкция (текстовая природа метода). В этом комплементе возникает достаточность. Обладая феноменальной природой, метод позволит тиражировать удачно найденное решение. Обладая текстовой природой, метод может быть распространен среди тех, кто будет его применять.

Предположим, в результате постоянного тренинга в ритуальных танцах, один из членов племени открыл новый способ метания копья. Этот способ революционен, он позволяет поражать мамонта в 80-ти случаях из ста. Положим это открытие заключается в том, что необходимо попадать в глаз. Тиражирование этого метода среди охотников племени потребует такой странной вещи как Понятия. Ибо момент выделения из мамонта его глаза, абстрагирование от каждого конкретного мамонта и связь между точкой прицеливания и мамонтом, есть ничто иное как создание семантической конструкции, определение в рамках этой конструкции последовательности операций, составляющих суть метода и (чуть позднее) научение этому методу как координация действий в данном элементном поле. И возникнет первый праобраз науки «Мамонтологии», в которой будет утверждаться, что мамонт - это нечто с глазом, предназначенным для поражения его копьем.

Если этой науки будет достаточно для того, чтобы заниматься дистанционным обучением охотников, тогда можно будет говорить об образовательных технологиях.

Это очень важно, и, не всегда очевидно, именно применение технологий сформировало такие сущности как науки, мироПредставления, парадигмы и пр. Когда мы будем говорить о «чистой науке», лишенной всякого технологического смысла, этот смысл так или иначе будет, он будет основан на двух глубинных и базовых вещах - личном опыте (системе человеческого восприятия) и коллективном опыте (коммуникационной направленности метода).

Комментариев нет: